Женщины и конструктивизм

18 июня 2018 Понедельник
В 1899 в Петербурге был напечатан «Первый женский календарь», в котором можно было найти даты благотворительных собраний, названия женских изданий и имена их авторов, материалы о женском вопросе и женской издательской артели. Это были первые попытки женщин России публично заявить о своей готовности и способности учиться и работать. Через 5 лет после выхода календаря его создательница, выпускница физико-математического факультета Бестужевских курсов, Прасковья Наумовна Арияндобилась создания Технико-графического института для женщин. До этого они могли получать только гуманитарное образование.

Позже В. Я. Курбатов, историк искусств и современник тех событий, напишет в статье 1947 года: «Особенно дикой казалась мысль о женщинах-архитекторах, потому что взбираться по лестнице трудно при длинных юбках, которые носили в то время». Несмотря на все споры в профессиональном сообществе, в 1906 году в газете «Нива» появилась заметка об открытии «первого в мире женского политехнического института». В преподавательский состав вошли действующие архитекторы Петербурга, в том числе Леонтий Бенуа и Иван Фомин. Практику студентки проходили на строительстве Дома Ленинградской торговли и гостиницы «Астория». К 1912 году институт насчитывал около 800 слушательниц. Во время Октябрьской революции обучение приостановили. В 1918 году студентки продолжили учебу, но уже во Втором Петроградском политехническом институте, куда принимали и женщин, и мужчин.

В 1916 год институт окончила Тамара Каценеленбоген, будущий архитектор и градострои-тель. Несколько лет спустя она получила дополнительное образование в Академии худо-жеств. Ее первые проекты пришлись на начало 20-х годов, когда в СССР утвердились дея-тели авангарда и появилось, как писал Владимир Маяковский, «новое слово искусства – конструктивизм».

Каценеленбоген создала конкурсный проект Дворца труда, проект планировки и застройки Мурманска, участвовала в строительстве жилмассивов 20 — 30-х годов, совместно с архи-тектором Николаем Троцким разработала и реализовала школу на площади Искусств.

Еще одна выпускница Академии художеств — архитектор Раиса Коханова. Она поступила на отделение живописи, но художником так и не стала. После революции ее курс был пере-формирован в отделение гражданской архитектуры. Новому государству нужны были спе-циалисты, которые могли бы строить города, соответствующие новым задачам. Прежде всего все постройки, жилые и промышленные, должны были быть практичными. Архитектура ограничивалась функцией, которую выполняло здание, отсюда — лаконичность и строгость построек той эпохи.

Раиса Коханова окончила Академию как специалист по проектированию тяговых электриче-ских подстанций. Один из самых известных ее проектов — тяговая подстанция №11, известная как «блокадная». Производственное сооружение, пример конструктивизма начала 30-ых годов, было выведено из эксплуатации в 2014 году. Сейчас здание на Фонтанке остается памятником трамвайщикам блокадного Ленинграда. Трамвай был единственным видом общественного транспорта, который работал в блокаду. В 1941 году движение трамваев было приостановлено на целый год, и именно подстанция №11 дала ток в сеть, обеспечивавшей движение транспорта, весной 1942 года. После годового перерыва жители Ленинграда снова увидели трамваи на улицах блокадного города. Раиса Коханова получила медаль «За оборону Ленинграда», а после войны занималась реставрацией разрушенных зданий города.

Женщины участвовали и в самом большом проекте советского конструктивизма — постройке московского метрополитена. Любовь Шагурина окончила Архитектурно-строительный институт в 1931 году и занялась проектированием станций будущей подземки. В составе архитектурного бюро при Управлении Метростроя она участвовала в проектировании станций «Красносельская», «Элеткрозаводская» и «Партизанская». Вестибюль станции «Красносельская» немного отличается от других станций той эпохи.В здании 30-х годов, выполненном согласно канонам конструктивизма, еще заметно влияние стиля ар-деко.

Если вам интересно наследие советского конструктивизма, в том числе выполненного архитекторами-женщинами, приходите на фестиваль «Архитектурное наследие» в ЦВЗ «Манеж» в июле. Вся информация: www.archnasledie.ru
При поддержке